Совсем скоро наступит зима — пора скользких дорог и снегопадов. Для того, чтобы предотвратить травмы, несчастные случаи и аварии, в городах используют противогололедные материалы (ПГМ). В то же время существует множество мифов о вреде реагентов – их развенчивает исполнительный директор Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Юлия Антонова.
1.
Самым распространенным заблуждением является мнение о том, что противогололедные реагенты опасны для здоровья. На самом деле это миф.
В состав современных противогололедных материалов входит формиат. Формиат — это соли муравьиной кислоты, которые считаются малоопасным веществом. Он признан наиболее безопасным и экологичным реагентом. Формиат натрия используется в медицине как обеззараживающее средство, он содержится в лекарствах от рака, похмелья. Такие препараты не оказывают негативного эффекта на желудочно-кишечный тракт даже при передозировке. При введении доз формиата натрия, в 3-4 раза превышающих допустимые значения для хлоридов, у животных наблюдалась лишь потеря аппетита на три часа. При попадании на кожу он не вызывает раздражения и аллергии.
2.
Песок не безопаснее противогололедных реагентов. На протяжении зимнего периода в песок попадают различные частицы: резина, бензин и масла. Весной “смесь” поднимается в воздух и вызывает легочные заболевания, конъюнктивит, повышает риск сердечно-сосудистых заболеваний. Также песок вызывает пыльные бури, что опаснее для человека, чем предлагаемые сейчас реагенты.
3.
Мало кто знает, что за пределами России противогололедные реагенты уже давно стали самым привычным и распространенным способом борьбы со снегом и гололедом. При этом они применяются в жидком, твердом и двухфазном виде. Также применяется дробленый щебень, в подогретом виде или с горячей водой. Важно помнить, что такой способ нужно использовать только на дорогах с низкой интенсивностью движения. За границей не используют песок с солью. В Европе, например, применение песка в городах запрещено.
4.
Ошибочно также мнение о том, что реагенты негативно влияют на почву и растения. Реагенты, у которых в составе формиат натрия, имеют низкую коррозионную активность, гораздо меньше портят обувь и одежду, а также быстрее выводятся из почвы при попадании в нее. Данные соли не накапливаются в почвах и ускоряют выведение других солей – хлоридов натрия и кальция. Кроме этого, был введен входной контроль качества реагентов, их разделение по видам, составам и норме расхода в зависимости от области применения, температуры воздуха и количества осадков.
5.
Выбор в пользу пескосоляных смесей иногда делают с целью сэкономить. Но не все понимают, что на самом деле соль и песок требуют больших косвенных расходов, в разы увеличивающих стоимость содержания 1 кв. м дороги. Вывоз смеси песка со снегом из города весной — недешевое «удовольствие». За каждую тонну нужно заплатить на снегосвалках, а ведь еще есть транспортные расходы. ПГМ снижает потребность использования техники на 50%, а также в 2,5 раза расходы, которые уходят на автопарки. В общей сложности все затраты сокращаются до 20%.