Э.А. Сафронов д.т.н., проф.;
Е.С. Семенова к.э.н., доц.;
А.Э. Семенов, студент 3 курс ОмГУПС.
В последние годы в Омске обострилась проблема транспортной логистики. Люди жалуются в прессе, что стало трудно добираться до остановок общественного транспорта как в новых районах, так и в старых. Почему ситуация ухудшилась, и как это исправить?
Проблемы градостроительства
Исследования, проводимые специалистами СибАДИ в последние годы, показали, что на условия жизни населения влияет множество факторов. В качестве главных выделены форма плана города и состояние градостроительных показателей – плотность населения и плотность транспортной сети. Причем, второй показатель прямо связан с первым.
Проблемам градостроительства посвящены работы выдающихся философов и мыслителей прошлого, таких как Аристотель, Т. Мор, Т. Кампанелла, Р. Оуэн, Фурье. Город-полис Аристотеля и Утопия Т. Мора были первыми шагами в этом направлении. В последующих трудах рассматривались вопросы экономики, зонирования, обороны, доступности, безопасности, социального равенства и т.д. Большое значение уделялось выбору места основания города с учетом природно-географических и общественно-политических условий.
Наиболее революционное предложение сделал Томазо Кампанелла в своей книге Город Солнца. Понимание города как социальной матрицы он довел до космического масштаба. Городу Солнца придан образ солнечной системы, которая состоит из семи планетарных поясов – это также семь разделов в системе универсального знания. Планировка города – радиально-кольцевая, в центре города Храм, на стенах которого начертаны научные знания. Цель города – совершенствование человеческого общества.
Анализ проведен с использованием графоаналитического метода ЦНИИП градостроительства (г. Москва). Он основан на анализе застройки города с использованием концентрических окружностей. Градостроительные показатели г. Омска оказались в 2 раза ниже нормативов. Плотность населения города – 4,5 тыс. чел. на кв. км, плотность транспортной сети – 1 км на кв. км. Основная проблема заключается в том, что происходит дальнейшее снижение этих показателей. Это приводит к ухудшению транспортного и коммунального обслуживания населения. Основная причина — рост территории города при одновременном снижении численности населения. За последнюю четверть века (2000-2024 гг.) население города снизилось на 56,3 тыс. жит. На самом деле эта цифра намного больше, поскольку она относится к территории городского округа Омск, население 1104,5 тыс. жителей на 2024 г. В то же время территория новой застройки вышла за пределы 10 км от центра.
Причина такого положения — невыполнение решений генерального плана города на 2000 г. по размещению застройки. Генплан Омска на 2025 г. отрицает генплан на 2000 г., включая территорию аэропорта. Она уже там застроена. Но это на бумаге. На самом деле застройка ушла за пределы города. Так, в генплане Омска на 2000 г. в зоне 4 км от центра города (Главпочтамт) планировалась застройка улиц Герцена, Тарская, Северных, Линий и др. участков. Однако, по состоянию на 2024 г. эти планы не реализованы, а новая жилая застройка вышла за пределы 10-километровой зоны от центра города. На рис. 1 показан генплан Омска на 2000 год и отмечены участки новой застройки, которые появились к 2024 г. Но они оказались не в центральной зоне города (4 км), как это планировалось, а в районе 10-километровой зоны и далее. В новых отдаленных районах проживает более 100 тыс. жителей, но поскольку они удалены от центра в 2,5 раза, то и все затраты на транспортную логистику и коммунальное обслуживание для этой группы населения пропорционально выросли. При этом плотность населения снизилась до 4 тыс. жит. на кв. км. Ухудшились показатели транспортной системы, включая доступность остановочных пунктов. Это привело к резкому росту стоимости проезда на общественном транспорте и стоимости коммунальных услуг. В результате повысились дотации города на компенсацию этих потерь. Это происходит в условиях недостаточного бюджетного финансирования. В 2024 г. в Омске — 34,5; Тюмень – 40,7; Красноярск – 61,1; Новосибирск – 102,5 млрд руб. Средняя зарплата в Омске в 2024 г. составила 64 тыс. руб., в среднем по РФ – 82 тыс. руб. По зарплате Омск занимает 41 место среди крупных городов.
Ухудшение условий проживания населения приводит к большим сопутствующим потерям. Затраты времени на поездки повышают транспортную усталость, приводят к росту ДТП, ухудшению экологии и тормозят профессиональный рост тружеников города. К дополнительным потерям приводит увеличение площади жилой застройки, которой требуются затраты для благоустройства территории, вывоза мусора, снега, озеленения, дополнительных объектов обслуживания, торговли, медицины.
Таким образом, город возвращается к хуторскому расселению начала 20 века. Возникает цивилизационная отсталость населения отдаленных районов (в сфере культуры, науки, профессионального уровня и прочее). В целом выход застройки на левый берег Иртыша следует считать преждевременным и экономически необоснованным, поскольку ресурсы правого берега остались неиспользованными. Новый генплан на 2040 г. предлагает размещать жилые площадки следующим образом, рис. 2. Жилые массивы 1, 3, 7, 8 и 13 расположены на расстоянии более, чем 8 км от центра города. Одноэтажная застройка центра остается. Это ухудшает городскую среду.
Пути решения
Правобережная территория города на 50% занята одноэтажной ветхой застройкой. Нужен комплекс мероприятий по освоению этой территории, включая экономические интересы населения. Освоение левого берега было очень затратным, пришлось делать большой намыв территории. В результате возникли проблемы с эксплуатацией СК «Арена Омск», пришлось строить G-Drive Арену за 12 млрд руб. Кстати, многие крупные города не выходят на другой берег – Самара, Волгоград, Ростов-на-Дону, Уфа, Хабаровск.
Город при размещении жилых районов идет на поводу строительных компаний. Поскольку своих подрядчиков в городе не хватает, приходится привлекать игроков со стороны, которым не важно, где строить: нет общего понимания ситуации.
Заключение
Краткий обзор проблемы дает представление о ее масштабе, особенно в долгосрочной перспективе. Она требует особого внимания от городских профильных структур, а также от Министерства экономического развития Омской области. Согласно градостроительной науке, город должен быть компактным и экономичным. Одним из первых так стал думать итальянский философ и писатель Томазо Кампанелла. Вспомним его Город Солнца. Случайные решения в этой сфере недопустимы. Нужно шире привлекать население и профессионалов к решению сложных градостроительных задач. Не будем забывать слова К. Маркса – любая экономия выражается в конечном счете в экономии времени, и – бытие определяет сознание.
Рис. 1 – Генплан г. Омска на 2000 г.
Жилая застройка за последний период на 2024 г.
1 – ЖК «Зеленая река»; 2 – ЖК «Ясная Поляна»; 3 – ЖК «Пригородный»; 4 – ПГТ «Большие поля»; 5 – ЖК «Рябиновка»; 6 — ЖК «Новый Амур»; 7 — ЖК «Успешный»; 8 — ЖК «Модерн».
Рис. 2 – Генплан г. Омска на 2040 г.
Перечень строящихся и запланированных микрорайонов:
1 – ЖК «Сады Наука»; 2 – ЖК «Регата»; 3 – ЖК «Снегири»; 4 – ЖК «Золотой Парус»; 5 – ЖК «Граф»; 6 – ЖК «Дом на Кемеровской»; 7 – ЖК «Волгоградская Звезда»; 8 – ЖК «ПАРК-квартал «Королёв»; 9 – ЖК «Кварталы Драверта»; 10 – ЖК «Родные Пенаты»; 11 – ЖК «ИмПарк»; 12 – ЖК «Северное Сияние»; 13 – ЖК «Берёзка».